При строительстве и ремонте частного дома особое внимание уделяется вопросам правильной организации крыши. Кровля включает в себя множество элементов и систем. Поэтому тут не бывает мелочей. Одной из задач является подшивка карниза.
Карниз или свес — это нижняя часть крыши дома или иного строения. Она выступает от стены на расстояние примерно 400-800 мм. Основным назначением является защиты фундамента и стен от попадания талой воды, дождя. Карниз оформляют уже в завершении строительства, когда кровля смонтировала и наружные стены отделаны.
Помимо свесов карнизов, также будет не лишним подшить потолок террасы и балкона, козырёк крыльца. За счёт разнообразия материалов, в настоящее время не сложно подобрать подходящую обшивку для выбранного стиля дома, а также исходя из типа кровли на доме.
Причины для подшивки карниза
Прежде чем заняться подшивкой карниза кровли, у многих возникает закономерный вопрос. Касается он того, зачем вообще проводить подобные работы.
Специалисты выделяют несколько причин, почему такая процедура будет не лишней, а даже необходимой.
- Декоративная функция. Когда кровля уложена, в нижней части торцов часто проглядываются стропила, а также другие компоненты так называемого кровельного пирога. Выглядит всё это не лучшим образом. Если подшить свес, то удастся завершить внешний вид крыши и закрыть все не особо привлекательные элементы. То есть дому придаётся завершённый внешний вид.
- Защита от ветра. Декоративная составляющая процедуры является не единственной. За счёт подшивки также удаётся предотвратить негативное влияние сильного ветра на эффективность и долговечность кровельной системы.
- Подкровельная вентиляция. Ещё один немаловажный пункт. С помощью подшивки обеспечивается эффективная работы вентиляции подкровельного пространства. Это предотвращает появление излишнего конденсата, плесени и грибка. А от этого увеличивается эксплуатационный срок всего дома.
Правильное устройство потенциально уязвимого карнизного свеса для крыши любого дома — это желательная и даже необходимая процедура. Важно лишь знать, как правильно это делать, а также какие материалы использовать.
Разновидности свесов
Свесы крыши бывают 2 видов. Это карнизный свет, который ещё называется горизонтальным, и фронтонный свет.
При этом существуют отличия между ними, а также каждый вид обладает своими особенностями подшивки.
Карнизные свесы
Они формируются за счёт нижнего элемента ската крыши. Через свес воздушные потоки проникают в чердачное помещение. Если планируется создание отапливаемой мансарды, тогда массы воздуха следуют в подкровельное пространство, двигаются наверх и выходят через конёк, либо аэратор. Это позволяет эффективно вентилировать весь кровельный пирог.
Чтобы тяга воздуха была эффективной, нужно сделать вентилируемую подшивку, имеющую приточные отверстия. Тут подойдёт один из 4 методов:
- Зазор, оставленный между стеной и панелью. Это объективно самый простой, но не наиболее распространённый вариант. В зависимости от используемого материала, зазор составляет от 10 до 15 мм для сайдинга и деревянной вагонки, либо же от 6 до 12 мм для профилированных металлических листов.
- Решётка для аэрации. Ещё один вариант. Решётка встраивается в конструкцию. Установка выполняется в обшивочную панель.
- Щели между деревянными досками. Актуально, когда отделка выполняется деревянной доской. Тогда оставляется зазор между досками около 5-10 мм.
- Перфорированный софит. Достаточно популярный способ. С помощью софита с перфорацией подшивается карнизный свес.
При проведении отделки горизонтальных свесов важно соблюдать ключевые правила.
Суть правил заключается в следующем:
- Все прорези и зазоры для вентиляции нужно закрывать с помощью сеток или решёток. Так под кровлю не будут проникать листья, мусор, птицы и насекомые.
- Объём прорезей не должен превышать 1/500 часть всей отделываемой вентилируемой кровельной площади. Плюс под каждый тип кровельного материала подбирается определённый диаметр отверстий. К примеру, дышащие свойства керамической отделки позволяют использовать зазоры с меньшим диаметром, чем при укладке той же гибкой черепицы.
Многих интересуют возможные последствия, если проигнорировать необходимость вентилировать подкровельное пространство и наглухо перекрыть горизонтальный (карнизный) свес.
В этом случае появляется избыточная влага, которая превращается в конденсат. От этого мокнет и разрушается теплоизолятор, стропильная система. Металл ржавеет, а дерево начинает гнить. Металлочерепица будет страдать от коррозии, а натуральная керамическая черепица от избытка влаги на морозе треснет.
Дополнительно кровля может обледенеть зимой, а летом в доме будет слишком жарко. Если ничего не предпринять, в итоге обязательно придётся капитально ремонтировать крышу.
Фронтонные свесы
Их формируют за счёт наклонной боковой части ската кровли.
Тут задача как раз противоположного характера. Она заключается в защите обрешётки и утеплителя от возможного выдувания, а также негативного воздействия со стороны воды и влаги. То есть ветер и дождь не должны проникать под кровлю.
Учитывая эти нюансы, у фронтонных свесов специалисты подшивку выполняют путём сплошной герметизации.
Как оформляется кромка свеса
С торцевой стороны (кромки) двух видов свесов имеют стандартные открытые элементы. Со стороны домового карнизного свеса это торец от стропильной системы. А у фронтонных свесов предусмотрены торцы обрешётки. Закрывать их необходимо специальными доборными элементами. Они обычно покупаются непосредственно в комплекте с черепицей для кровли.
Многие ошибочно считают, что оформление торца (кромки) свеса делается исключительно из соображений эстетики. По факту это делается для внешнего вида, а также для защиты подкровельного пирога и всех материалов от негативного влияния погоды.
Иногда даже профессионалы отделку кромки делают на основе древесины, заранее обрабатывая специальными антисептиками и окрашивая. Но это решение нельзя считать лучшим.
Доборные компоненты рекомендуется делать из металла. Они отличаются длительным сроком службы, имеют защитное антикоррозийное покрытие.
При оформлении кромки свеса карниза, следует подрезать стропила под одну линию в вертикальной плоскости, добившись одинакового расстояния от стены. Стропильные торцы соединяются между собой с помощью лобовой обвязочной доски. На неё крепят карнизную планку из металла. Другое название элемента — капельник. По свесу карниза также следует установить систему водостока.
Там, где проходит фронтонный свес, нужно обрезать по одной линии обрешётку, двигаясь параллельно стене. Вдоль самих фронтонов закрываются края установленной обрешётки, а затем монтируют торцевую планку из металла. Она же ветровая планка. Нужна для дополнительной защиты конструкции кровли от сильных ветров. Так предотвращается возможное попадание мусора и насекомых.
Доступные способы подшивки
Есть несколько способов, как можно сделать качественно карниз крыши своими руками.
Какой из вариантов выбрать для своего дома, зависит от конкретной ситуации, а также от используемых материалов.
Но вообще, чтобы своими руками подшить правильно карниз крыши, можно использовать следующие методы.
- Подшивка по стропилам. Это наиболее простой, а также довольно распространённый подшив карниза для крыши дома. Но подобная технология рекомендуется к применению в основном на крышах, где наклон составляет до 30 градусов, а вынос карниза не превышает 40-50 сантиметров. Для того, чтобы закрыть, то есть подшить карниз крыши, требуется к стропилам организовать обрешётку на основе бруса. Сами обшивочные панели крепятся параллельно к стене, а также перпендикулярно стропилам, либо же по торцевой стороне.
- Горизонтальный способ подшивки. Ещё одна технология, по которой выполняется устройство защищаемого карнизного свеса крыши дома. Подходит для тех построек, где предусмотрен крутой скат. Нужно из брусков выполнить короб, фиксируемый к стене и стропильным элементам. Важно, чтобы при этом брусок на стропилах расположился ниже бруска на стене. Разница составляет примерно на 10 мм. Так вся влага, попадающая на свес, не будет здесь задерживаться. После этого нужно прибить бруски от угла дома к углу крыши. Когда свес имеет выступ от стены более чем на 45 см, тогда нужно сделать ещё один продольный брус. Затем перпендикулярно относительно стены добавляются бруски, чтобы усилить продольные брусья. За счёт подобной технологии удаётся при небольших финансовых вложений подшить свесы. На саму работу не уходит много времени.
- Подшивка для фронтонного свеса. Независимо от того, какую технологию выбрали для подшивки карнизного, то есть горизонтального свеса, фронтонный элемент всегда нужно оформлять с использованием предварительно установленной обрешётки. На выполненную обрешётку монтируются бруски. И уже к ним затем нужно установить планки для обшивки.
Заниматься отделкой карниза крыши дома можно самостоятельно. Только помните, что выбор материала играет далеко не последнюю роль.
Выбор материала
Существует несколько вариантов для подшивки карнизов крыши частного дома. То, какой из них использовать, во многом зависит от выбранной стилистики постройки. Принимать во внимание нужно ещё и кровельные материалы, а также способы отделки стен.
Для некоторых решающим факторов в ответе на вопрос о том, чем подшить проблемный карниз крыши, является стоимость. Одни варианты дешёвые, а другие довольно дорогие.
Никогда не забывайте о личных предпочтениях. Важно, чтобы выбранный материал оказался достаточно практичным и сумел прослужить длительное время.
Теперь рассмотрим отдельно, чем и как обшить или подшить карниз крыши своего дома и какие варианты готов предложить современный строительный рынок.
Деревянные доски
Опираясь на размеры, конструктивные особенности крыши и самого карниза, многие выбирают в качестве материала обшивки деревянную доску.
Стоит отметить, что подшивка с помощью деревянных досок, которыми обшивается карниз крыши частных домов, часто проводится своими руками. Но у материала, помимо очевидных достоинств, есть и явные недостатки.
Начать стоит с того, что древесина нуждается в специальном уходе. Перед монтажными работами её следует обработать антисептиками и антипиренами, покрыть краской и лаком. Периодически процедура должна повторяться. В противном случае действие антипиренов и антисептиков пройдёт, в дереве начнут появляться насекомые. Древесина будет сыреть и гнить. Деформация приведёт к нарушению целостности карниза и крыши.
Чтобы подшить карниз, подойдёт древесина хвойных влагостойких пород. Доски используют строганные или обрезные. По ширине варьируются от 20 до 25 сантиметров, а по толщине от 17 до 22 миллиметров. Монтаж выполняется параллельно или же перпендикулярно относительно стен.
При выборе параллельного крепления соблюдается шаг фиксации в 1 метр. Если выбран перпендикулярный способ монтажа, тогда крепление выполняется с двух сторон доски.
Учтите, если свес будет широким, то дополнительное крепление по центру настоятельно рекомендуется.
Чтобы обеспечить эффективную работу вентиляции, между досками оставляется зазор на 10-15 мм.
Вагонка
Здесь речь идёт о деревянной вагонке. В отличие от досок, вагонка уже предварительно прошла процедуру обработки. Но и тут лучше в течение 1 месяца оставить приобретённую и распакованную вагонку на свежем воздухе. Это позволит обрести оптимальный уровень влажности. Без выдержки вагонка может оказаться слишком влажной или чрезмерной сухой. А это прямая угроза для последующей деформации материала.
Монтаж системы выполняется по аналогичному предыдущему способу подшивки принципу. Плюс здесь можно применить готовые вентиляционные решётки. Их ставят на расстоянии 1500 мм друг от друга.
С деревянной вагонкой работать легче за счёт отсутствия необходимости в предварительной подготовке. Но и цена будет в 2 раза выше в сравнении с деревянной доской.
Фанерные листы и ОСБ плиты
Главное требование к плитам — это высокая влагостойкость. Установка плит и фанеры занимает минимум времени. Это обусловлено тем, что материал выпускается в виде крупных листов с достаточной жёсткостью.
Чтобы выполнить монтаж, необходимо организовать короб из деревянного бруса. К нему уже фиксируются сами плиты.
Для создания вентиляции требуется врезать в листы специальные решётки.
Подобная подшивка не отличается образцовой долговечностью. Да и в плане внешности это не будет лучшим решением. Подойдут в том случае, если нужно сделать работу быстро и за минимальные средства. После установки обязательно проводится покраска.
Листы металла
На практике используются редко. Всё дело в существенных недостатках. Среди них большая масса, необходимость в использовании специальных инструментов для нарезки, а также повышенные требования к антикоррозийным свойствам. Для защиты от ржавчины поверхность листа, а также кромка, по которой шёл срез, нужно качественно обработать.
Если и брать листы металла, то в основном лучше использовать оцинкованные панели с полимерным покрытием. Толщина около 0,6 мм считается оптимальной.
В длину листы металла достигают 5-6 метров.
Редким выбором будут листы из алюминия и меди.
Чтобы обеспечить вентиляцию, в листы монтируются решётки, либо делаются вентиляционные отверстия в виде перфораций.
ПВХ сайдинг
Это панели, выполненные на основе поливинилхлорида. Монтаж осуществляется перпендикулярно стене. Крепление следует проводить в нескольких точках, отталкиваясь от ширины создаваемого свеса.
Чтобы было удобнее работать, помимо самого сайдинга приобретаются доборные элементы. При отделке краёв часто применяют П-образные полосы, а в точках соединения панелей используют уголки. Есть и среди доборных элементов для сайдинга вентиляционные решётки.
В случае с ПВХ сайдингом его не стоит крепить вдоль свеса, поскольку материал не отличается повышенной жёсткостью. А потому может легко прогнуться.
Сайдинг производят в различной цветовой гамме. Сам материал недорогой. Желательно выбирать изделия проверенных производителей. Тогда есть все основания ждать от сайдинга солидного срока службы.
Профнастил
В случае с профлистами стоит подчеркнуть такие достоинства как лёгкий монтаж и высокие показатели прочности.
Для подшивки свеса лучше брать профлисты типа С8, С10 с НС 20.
Планируя провести работы по оформлению карниза, обязательно учтите наличие теплового зазора. Это металл, которому свойственно расширяться под воздействием высоких температур. Поэтому на случай температурного расширения обязательно делают зазор на 6-12 мм.
Фиксация осуществляется с соблюдением шага в 1 метр.
Для вентиляции применяют соответствующие решётки, монтируемые в профнастил.
Софиты
Софитами мастера называют специальный вид сайдинга, с помощью которого довольно часто подшивают свесы.
Софиты могут быть изготовлены как из винила, так и из металла. Предлагаются в широком разнообразии форм и цвета. Одними из наиболее востребованных считаются металлические софиты, стилизованные под натуральное дерево. За счёт покрытия создаётся текстура древесины любой породы и оттенка.
Если сравнивать с натуральным деревом, то софит не такой требовательный в плане ухода. Их не нужно обрабатывать антисептиками и прочими составами. Материал уже готов к применению. Со временем не будет набухать из-за лишней влаги, либо ссыхаться и трескаться из-за её недостатка. Да и цена в несколько раз ниже.
Ещё софиты хороши тем, что их можно использовать с любыми видами кровельных материалов. Благодаря широкому выбору без проблем подбирается софит под имеющийся архитектурный стиль дома.
Для подшивки карниза частного в комплект к софиту идут все необходимые сопроводительные элементы. Это касается профилей и планок. С их помощью монтаж подшивки занимает меньше времени и упрощает проведение процедуры.
Панели софитов предлагаются в нескольких вариантов. Они бывают одинарными, двойными, тройными, с перфорацией и сплошными.
Чтобы выполнить подшивку карниза, используя софиты, особые навыки не нужны. Многие без проблем справляются своими руками. Основная суть подшивки заключается в том, чтобы нарезать планки по ширине имеющегося свеса и закрепить через пазы перпендикулярно относительно стене.
Стоит объективно признать, что софиты для подшивки карниза — это наиболее надёжный и быстрый способ для выполнения поставленной задачи. А потому материал пользуется такой популярностью среди владельцев частных домов, дач и коттеджей.
Как подшить карниз своими руками
Важно понимать, что у каждого метода подшивки карниза свои технологические особенности. Поэтому будет правильно рассмотреть процедуру на конкретном примере.
За основу будет взят виниловый софит, который фиксируется к деревянной обрешётке.
Здесь процедура подшивки карниза выглядит следующим образом:
- установите J-профиль поперёк свеса и сделайте замеры;
- срежьте излишки профиля с помощью болгарки;
- прикрепите J-профиль к обрешётке, используя оцинкованные саморезы;
- после фиксации всех профилей измерьте расстояние между ними;
- нарежьте софиты требуемых размеров, опираясь на расстояние между профилями;
- установите софит;
- для монтажа софит сначала заведите в пристенный свес, а после него в карнизный;
- зафиксируйте элемент, используя оцинкованные саморезы;
- лобовую часть карниза крыши зашейте с помощью планки, либо J-фаски.
Подшивая карниз крыши, учитывайте архитектурные особенности дома, используемые материалы, а также задачи, поставленные перед вами.
Экономить на материалах не рекомендуется. Но и полагаться исключительно на высокую стоимость расходников не стоит. Во многом результат зависит от того, насколько правильно будет выполнена подшивка.
Приходилось ли вам заниматься подшивкой свесов? На каких этапах возникли сложности? Кто выполнял работы? Какие материалы использовали?
Подписывайтесь, оставляйте комментарии, задавайте вопросы и рассказывайте о проекте своим друзьям!
Подшивкой карниза не занимался, но обращался с мастерами, чтобы они все сделали. Возникли проблемы с кровлей. Сильно намокали стены. Начались проблемы внутри дома из-за избытка влажности. Но в итоге все решилось. Дом даже преобразился внешне.
Довелось как-то столкнуться с такой задачей у родителей в частном доме. Предложил папе вызвать специалистов. Но он настоял на то, что сделаем все сами. Мол опыт у него есть, потому нужна только моя помощь. Провозились примерно неделю, работая каждый день. Но результат в принципе неплохой. Брали софиты из оцинковки с полимерной защитой. Стоит уже 4 года. Никаких проблем не возникло пока.
Как по мне, каждой работой должен заниматься специалист, который на это учился и практиковался. Да в теории и машину можно собрать своими руками. Но что из этого получится на практике, вопрос скорее риторический.
Согласен. Не стоит бояться отказываться от работы, если ты в ней ничего не соображаешь. Это не сделает тебя хуже как мужчину ни в коем случае. На мой взгляд, если человек способен заработать, чтобы переложить работу на другие плечи, занимаясь своими профессиональными вопросами, это очень даже хорошо.
Спасибо. Довольно информативная статья. Многое для себя подчеркнул. Как раз предстоит подшивать карниз на дачном домике. Но все же пока склоняюсь к тому, чтобы позвонить знакомым мастерам по кровли. Слишком много нюансов, которые мне сложно понять до конца.
Ну сделать подшивку не так сложно. Я это делал как-то с напарником. Причем ни у него, ни у меня особого опыта не было. Стелили пару раз крышу у него дома и на моей даче. Но подшивкой раньше не занимались. Почитали, посмотрели, потренировались на кошках, как говорится. И за работу. Результатом все довольны.